" АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С СОТРУДНИКАМИ УИИ "

17.08.2012

" АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С СОТРУДНИКАМИ УИИ "

     В уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) есть должность психолога, в обязанности которого входит... быть лекарем человеческих душ.                              

   Специфика деятельности уголовно-исполнительной инспекции заключается в исполнении наказания без изоляции от общества. Высокие требования к социально-психологической компетентности сотрудников УИИ обусловлены решаемыми задачами по повышению эффективности исправительного воздействия и надежного контроля поведения осужденных в социуме. В связи с этим принципиально важным является не только оказание психологической помощи осужденным и их родственникам, но и психологическое сопровождение деятельности сотрудников.

    В этой небольшой статье хочу поделиться своим опытом работы под названием «Арт-терапия» (терапия искусством) - это такое психокоррекционное направление (метод психологической помощи, диагностики), которое способствует максимальному самовыражению, помогает создать условия, где человек сможет проявлять себя ярче, чем в письме или в речи, а мне, психологу, обеспечивает прямой доступ к его бессознательному.

    Фантазии, изображенные на бумаге с помощью творческих средств (краски, цветные карандаши, фломастеры), облегчают раскрытие переживаний. В процессе работы снижается защита, которая есть при привычном контакте, поэтому в результате человек правильнее и реальней оценивает свои ощущения окружающего мира. Рисование снимает барьер «эго-цензуры» (контроль проявления эмоций, переживаний), затрудняющий словесное выражение конфликтных бессознательных элементов. Показания к применению арт-терапии, как метода психологической помощи, достаточно широки. Этот метод способен облегчить контакт и выявить скрытые переживания, выполнять активизирующие и адаптивные функции; оказывать расслабляющее действие, создавать для человека такую среду для работы, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать даже самые сильные переживания. Эстетические стандарты (творческие способности, умение рисовать) при использовании этого метода не имеют большого значения.

        

    Часто используется групповая форма арт-терапии, т.к. дает возможность проведения работы со значительно более широким кругом сотрудников. Кроме того, позволяет, с одной стороны, учитывать потребности членов группы к слиянию с ней и сохранению групповой идентичности (осознание «Я – часть группы, коллектива»), с другой стороны, удовлетворить их потребность в независимости, предполагает как прямое, так и опосредованное художественной экспрессией и изобразительной продукцией (рисунок, и др.) взаимодействие между членами группы. Арт-терапия чрезвычайно богата по своим возможностям: совместное творчество помогает познать мир другого человека, развивает ценные социальные навыки, учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем, повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности, облегчает социальную адаптацию.

      Одной из задач, решаемых мною посредствам арт-терапии, сплочение коллектива УИИ. В ходе работы возрождалось отношение участников занятия к нравственным, духовным ценностям, как приоритетным, общечеловеческим. Выявлялись лидерские качества, определялся творческий потенциал в малой группе.

       Ход занятий: в начале и по завершению работы в группе участники располагаются, сидя в общем кругу. Используется материал: фломастеры, ватман, карандаши. Дается инструкция: все разбиваются на 3 группы, которые формируются из сотрудников разных филиалов инспекций. Выбирается координатор и тема для работы каждой группы. Из предложенных 10 тем, объединенных общим понятием «любовь», были выбраны следующие:

     1. Что такое любовь? Следуй голосу своего сердца, чтобы не говорили другие. Любовь способна перевернуть горы.

     2. Кто сможет полюбить чудовище? Иногда за ужасной внешностью скрывается нежное и доброе сердце.

     3. Любить по настоящему - это значит радоваться счастью другого, как своему собственному.

     Темы раскрывались посредством рисунка, свободы мысли и фантазии, словесного оформления и т.п.

    Процедура "презентации" происходит непосредственно после окончания рисования, один из участников (координатор) представляет работу. Ведущий (психолог) может подключаться к обсуждению либо в форме вопросов к интерпретирующим, либо, используя так называемые, открытые утверждения, дающие возможность человеку завершить их так, как ему захочется, и оставляющие ему определенную свободу выбора. Задаваемые психологом вопросы направлены на то, чтобы участник мог рассказать о своей изобразительной работе так, как считает нужным; прокомментировать различные части рисунка и изображенные на нем предметы и персонажи; провести свои ассоциации с цветом, а также рассказать о том, как его работа связана с заданной темой. В процессе обсуждения следует обращать внимание на особенности интонаций, положение тела, выражение лица и ритм дыхания, для того чтобы при наличии признаков сильного эмоционального напряжения переключить внимание на другую тему. Также психолог просит рассказать о том, что чувствовал человек в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения.

     Интересно, но в ходе работы группы на лидерских позициях (координаторами) оказались те, кто в обычной рабочей атмосфере занимают позиции второго, а иногда и третьего плана. Творческий процесс способствует раскрытию скрытых для самого человека способностей (познает сам себя), получая массу положительных эмоций.

     Это занятие является хорошим диагностическим материалом, а также открывает широкий диапазон для проф. ориентационной работы.

      Определяют победителя посредством интенсивности аплодисментов. В заключении - рефлексия каждого участника (делятся впечатлениями, ощущениями, переживаниями).

       Заканчиваем занятие словами: «Коллектив-это я, я - это коллектив!». Сотрудники УИИ пережили достаточно сильные позитивные эмоции от работы в группе, отметив прилив сил, творческий подъем, одухотворенность.

Описание составила:

Ст.психолог ФКУ УИИ

УФСИН России по РСО-Алания

 ст.лейтенант внутренней службы

Дамзова Доминика Урузбековна


Дата последнего обновления: 12.04.2018 19:31