История УФСИН России по РСО-Алания
Дата образования 14 марта
С изменением взгляда на карательную систему явилась необходимость коренных преобразований в существовавших прежде способах содержания преступников. По примеру других Государств, приступило уже к возобновлению во многих местах старых тюремных помещений, соответственно новым требованиям.
Владикавказское тюремное помещение было перестроено из бывших казарменных арестантских рот, при нем с наружной стороны караульный дом, с двумя небольшими комнатами, для лиц, привилегированных сословий. Оно было окружено достаточно высокими каменными стенами и заключало в себе 4 большие казематы, в которых свободно помещалось по 40 арестантов в каждом, кроме того имелись 4 маленькие камеры, для одиночного заключения более важных преступников.
В большие праздничные дни в тюрьму приглашался священник, для служения молебна.
Поручик Лавров – заведовал арестантами (16 ноября 1868 год г. Владикавказ).
До 1894 года тюрьмы Владикавказа и Моздока ранее находились в введении военного министерства.
На основании Указа Государственного Совета № 10425 от 14 марта 1894 года «О передаче войсковых мест заключения Кубанской и Терской областей в гражданское ведомство» произошла передача войсковых мест заключения Кубанской и Терской областей в гражданское ведомство, с утверждением временного штата местных тюремных управлений и стражи и распределении между казною и средствами, принадлежащими казачьим войскам ежегодных расходов на обеспечение тюрем (Тюремный вестник 1894 год).
Приказом по Терской области № 195 от 18 августа 1894 года назначен первый начальник Владикавказской тюрьмы Дмитрий Иосифович Грозмани.
22 декабря 1896 года назначен второй начальник Владикавказской тюрьмы Константин Георгиевич Мекеладзе.
С 5 ноября 1905 года назначен третий начальник Владикавказской областной тюрьмы Василий Иосифович Иванов.
История системы исполнения наказания знает времена, когда она находилась в ведении органов юстиции. Еще в начале минувшего века исполнение судебных приговоров и решений проходило под наблюдением Наркомата юстиции, затем его наделили и полномочиями карательными, как они тогда назывались, то есть в его ведении были все места лишения свободы. Вскоре система исполнения наказания была передана Наркомату внутренних дел. Потребовалось более семидесяти лет, чтобы понять ошибочность этого шага.
Переход УИС в ведение Министерства юстиции был продиктован насущной необходимостью и явился одним из важнейших условий (наряду с отменой смертной казни) для вхождения России в Совет Европы. В связи с этим обстоятельством Россия взяла на себя выполнение ряда международных обязательств по приведению исполнительного законодательства в соответствие с международными нормами.
В советское время в республике функционировали три исправительно-трудовые колонии, два лечебно-трудовых профилактория и шесть специальных комендатур. С распадом СССР большая часть учреждений была либо закрыта, либо перепрофилирована, однако неблагоприятная криминогенная ситуация в стране потребовала восстановление учреждений, связанных с исполнением наказания в виде лишения свободы.
Управление имеет свою пусть не вековую, но все же историю. В советское время в республике функционировали три исправительно-трудовых колонии, два лечебно-трудовых профилактория и шесть комендатур.
С 1959-1976гг. Управление именовалось отделом исправительных дел Министерства внутренних дел Северо-Осетинской АССР (ОИД МВД СОАССР), затем с 1976г. по 1989г. отделом исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Северо-Осетинской ССР (ОИТУ МВД СОССР), с 1990г. по 1991г. отделом исправительных дел Министерства внутренних дел Северо-Осетинской АССР (ОИД МВД СОАССР), с 1992-1996гг. было переименовано в службу исправительных дел и социальной реабилитации Министерства внутренних дел Республики Северная Осетия-Алания (СИД и СР МВД Республики Северная Осетия-Алания), с 1996г. и по 1997г. в Управление исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Северная Осетия-Алания (УИН МВД РСО-А), с 1997г. по 2004 г. Управление исполнения наказаний при Министерстве юстиции РСО-Алания и уже с 2005г. было переименовано в Управление Федеральной службы исполнения наказаний России при Республике Северной Осетии-Алании (УФСИН по Республике Северная Осетия-Алания).
Юридический адрес: г.Владикавказ, ул. Тамаева, 48. Основным видом деятельности является: «Деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным».
Руководители уголовно-исполнительной системы Республики Северная Осетия – Алания:
Цаллагов С.В. (1974-1977); Дзестелов А.Р. (1977-1980); Рамонов Э.С. (1980-1984); Кабалоев Р.М. (1984-1991); Воротников В.Ю. (1991-1993); Габайраев С.М. (1993-1998); Хаболонов А.В. (1998-2005); Элбакидзе З.Э. (2005-2006); Купеев А.Б. (2006-2016); Емельянов Ю.Г. (2016-2020); Моравец В.В. (2020-2022); Ролдугин С.Н. (с 26 декабря 2022).
Исправительная колония строгого режима (ИК-1) основана в 1947 году на базе лесопильного завода. Колония имеет производство, которое с 1996 года ориентировано на удовлетворение не только собственных,но и республиканских нужд. На сегодняшний день производственный сектор ИК-1 имеет огромный потенциал и опыт работы по производству мебели, товаров народного потребления (мебель для дома и сада, беседки, мангалы), деревообработке, металлообработке, швейному производству. На протяжении длительного периода исправительная колония является надежным партнером и поставщиком продукции для государственных и муниципальных нужд,а также для сторонних организаций, что подтверждается ежегодным увеличением количества заключенных контрактов и положительными отзывами потребителей.
Особое внимание уделяется образованию, так на территории исправительной колонии размещено профессиональное училище №215,на базе которого осуждённые обучаются наиболее востребованным специальностям, таким как: токарь, швея, сварщик, электромонтёр по обслуживанию и ремонту электрооборудования, электромонтажник по освещению и осветительным сетям, сборщик изделий из древесины, сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом, станочник деревообрабатывающих станков, оператор котельной, пекарь, повар, слесарь – рабочий.
Полученные знания осужденные могут применить на практике в центрах трудовой адаптации. В учреждениях УФСИН осуществляется многопрофильная производственная и хозяйственная деятельность. Имеющиеся производственные мощности, позволяют осуществлять поставку продукции в установленные договорами сроки участвовать в конкурсах на поставку продукции, в том числе и для государственных нужд.
Здание следственного изолятора (СИЗО-1) с 1870 года эксплуатировалось как казарма кавалерийского корпуса, с начала 1900 года здесь находились тюрьма и следственный изолятор, а в середине 50-х годов минувшего века оно было перепрофилировано в СИЗО. Для улучшения ситуации с продовольственным обеспечением лиц, содержащихся в следственном изоляторе, в учреждении налажено хлебопекарное производство. На сегодняшний день руководством территориального органа и администрацией следственного изолятора принимаются меры по улучшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Особое внимание уделено условиям содержания женщин и несовершеннолетних.
Колония – поселение № 3 была образована 1 апреля 2000 года для отбывания наказания лиц впервые осужденных к лишению свободы, а так же положительно характеризующихся осужденных на базе бывшего завода по производству мясокостной муки. Учреждение специализируется на сельскохозяйственном (растениеводство и животноводство) и промышленном производствах (производство муки, строительных цементных блоков).
Для исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в структуре УФСИН России по Республике Северная Осетия-Алания функционирует уголовно-исполнительная инспекция с 3 межмуниципальными филиалами, 3 филиалами по Северо-Западному району г. Владикавказ, Моздокскому и Пригородному районам Республики Северная Осетия-Алания и отделом исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера. Ежегодно по учетам уголовно-исполнительных инспекции Республики Северная Осетия-Алания проходит более 5 тысяч человек, осужденных к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества.
В 2018-2022 годах для исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ на территории Республики Северная Осетия-Алания открыты 2 изолированных участка, функционирующих как исправительные центры. Это УФИЦ ФКУ КП-3 и УФИЦ ФКУ ИК-1.
В 2022 году создан УФИЦ № 2 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Северная Осетия-Алания.
Для оказания медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы Республики Северная Осетия-Алания и осужденным, отбывающим наказания в учреждениях региональной УИС функционирует Федеральное казенное учреждение здравоохранения МСЧ-7 ФСИН России. В состав ФКУЗ МСЧ-7 ФСИН России по Северной Осетии входят: 3 филиала, из них 2 медицинские части в учреждениях регионального УФСИН и филиал центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В воспитательной работе с осужденными широко используются возможности общеобразовательного обучения. Во всех учреждениях работают психологи, деятельность которых направлена на оказание психологической помощи, снятие стрессовых состояний, разрешение кризисных и проблемных ситуаций, проведение углубленных психодиагностических обследований осужденных. Помощь в социальной реабилитации осужденных оказывают и представители духовенства.
Новым этапом развития и совершенствования УИС стало рассмотрение вопросов на самом высоком государственном уровне. Как известно, Президент России, Правительство Российской Федерации, обе палаты Федерального Собрания в последние годы постоянно уделяют большое и неослабное внимание ходу и проблемам реформирования уголовно-исполнительной системы. В мае 1996 года была разработана, корректируется и выполняется широкомасштабная программа улучшения условий функционирования учреждений и органов УИС в русле федеральной «Концепции реформирования деятельности уголовно-исполнительной системы». Благодаря личной инициативе, настойчивости, работоспособности и требовательности руководства УФСИН и учреждений за эти годы и сама УИС в Северной Осетии и работа персонала мест предварительного заключения и лишения свободы изменились положительным образом.
На новый уровень развития вышло взаимодействие с государственными, общественными и религиозными организациями. Подписаны и действуют соглашения с Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Министерством здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, Министерством по национальной политике и делам религий Республики Северная Осетия-Алания, Уполномоченным по правам человека в Республике Северная Осетия-Алания, Уполномоченным по правам ребенка в Республике Северная Осетия-Алания, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Северная Осетия-Алания, Управлением Федеральной государственной службы занятости населения, Муфтиятом Республики Северная Осетия-Алания, Владикавказской Епархией Русской Православной Церкви.
В настоящее время в состав УФСИН России по Республике Северная Осетия – Алания входят:
ФКУ ИК-1 строгий режим (г. Владикавказ) с лимитом наполнения 808 мест, ФКУ КП-3 (для лиц, осужденных за преступления совершенные по неосторожности и ранее не отбывавшие лишения свободы, а также для впервые осужденных за совершенные умышленные преступления не большой и средней тяжести (сел. Ногир) с лимитом наполнения 199 мест, следственный изолятор ФКУ СИЗО-1 (г. Владикавказ) с лимитом наполнения 531 место; ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция» с 3 межмуниципальными филиалами, 3 филиалами и 1 отдел исполнения наказаний и применения иных мер; ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения»; ФКУ «База материально-технического и военного снабжения»; ФКУ «Отдел капитального строительства»; ФКПОУ № 215 ФСИН России.
Особое внимание руководством Управления также уделяется вопросам кадрового обеспечения системы, что вызвано значительным увеличением объема служебно-боевых задач, необходимостью подготовки персонала новой формации. Основной направленностью кадровой политики руководства пенитенциарной системы является сохранение сложившихся принципов кадрового обеспечения УИС, обеспечение льгот и гарантий, социальной защищенности сотрудников и членов их семей.
Сегодня на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы кадровая работа является одним из важных направлений служебной деятельности. Основными задачами подразделений являются: сохранение высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового состава, способного эффективно решать поставленные задачи, обеспечение социальной защищенности личного состава и членов их семей, организация воспитательной работы и патриотического воспитания, работы общественных формирований, профессиональной и служебно-боевой подготовки, культурно-массовой работы, взаимодействие с региональной ветеранской организацией. В североосетинском Управлении службу несут более 700 сотрудников. Коллектив отдела кадров, воспитательной и социальной работы полностью укомплектован, служба продолжает расти и развиваться.